Чтобы заработать, нужно потратить
При всех видимых выгодах путь за рубеж далеко не прост: внешние рынки весьма конкурентны и ограждены множеством бюрократических и коммерческих процедур.
В целом воспользоваться открывшейся возможностью смогли лишь те, кто и так был технологически и юридически готов к равноправной конкуренции и уже имел опыт внешней торговли. При этом, если посмотреть на историю таких компаний, хорошо заметно, что серьезные вложения в культуру производства и качество продукции начались задолго до кризиса.
«Наш продукт очень востребован во всем мире и поставляется в Европу, США, развитые страны Азии. Но для того чтобы выйти на эти рынки, мы проводили многолетнюю и очень серьезную работу, начиная от технического перевооружения и заканчивая экологической сертификацией. Заниматься этими важными вопросами мы стали еще в начале 2010-х годов, — рассказывает Юлия Ермакова, руководитель службы маркетинга и клиентского сервиса группы «СВЕЗА», мирового лидера в производстве березовой фанеры. — Тогда появились крупные заказчики, и в России, и за рубежом, для которых наличие пакета международных разрешительных документов являлось принципиальным вопросом. Важный этап подготовки был связан с тем, что с марта 2013 года в ЕС вступал в действие регламент о лесоматериалах, предусматривающий уголовную ответственность за поставки незаконно выработанной древесины и продуктов ее переработки на европейские рынки. Мы знали, что нам в любом случае необходимо подтвердить легальность своей продукции в соответствии с системой должной добросовестности (DDS)».
Качественный скачок
Решаются на проведение дорогостоящих процедур сертификации обычно те, кто уже имеет серьезное преимущество перед конкурентами. Сертификация в данном случае становится возможностью облегчить работу с крупными заказчиками, поскольку ее наличие говорит о том, что уровень производства соответствует требованиям большинства рынков и является важным конкурентным преимуществом для работы на них. И ради этого успешные предприятия готовы идти на постоянные затраты — как известно, сертификационное свидетельство требует регулярного подтверждения. А это серьезные вложения и необходимость постоянного поддержания уровня производства на должном для прохождения аудита уровне.
«Около 85% фанеры нашего комбината отправляется на экспорт, — рассказывает Марина Комиссарова, руководитель отдела качества и производственно-технологического контроля комбината «СВЕЗА Мантурово», — и работа без постоянного обновления технических документов, подтверждающих высокое качество продукции, невозможна. Поэтому мы регулярно проходим многоэтапный аудит немецкого института MPA Bremen, причем проверки осуществляются дважды в год на протяжении уже восьми лет».
Надо отметить, что сама процедура довольно сложна и включает несколько этапов. И только после того как специалисты удостоверятся в полном соответствии требованиям, сертификат подтверждается.
Таким образом, выгодная ценовая конъюнктура действительно может стать поводом для выхода вовне, но лишь в том случае, если предприятие совершенно готово, причем прилагает серьезные регулярные усилия для подтверждения этого.
Если нет разницы
Собственно, из-за сложности получения международной сертификации сегодня потеряло смысл выражение «экспортный вариант». Разделять крупнопоточные линии на «внешние» и «внутренние» обычно невыгодно — в силу усложнения работы с двумя системами контроля качества. Поэтому при организации технологических цепочек крупные производители ориентируются на более строгие нормативы — этого достаточно для любого потребителя.
Кроме того, наличие высокотехнологичного производства и налаженной системы логистики и сбыта позволяет компаниям занять рыночную нишу, которая может открыться на другом конце мира, и разрабатывать продукты под уникальные требования зарубежного заказчика, запуская новые поточные линии. Подобная ориентация на нишевого потребителя может стать способом диверсификации производства, но не подразумевает разделения на «внешнего» и «внутреннего» покупателя — заказать продукт может любой желающий.
Законы экономики объективны: если нет искусственных запретов и протекционистских мер, рынок предпочитает дешевую и качественную продукцию вне зависимости от ее происхождения. Поэтому, когда внутренний спрос ослабел, отечественные производители обратились к внешнему — и не прогадали: российские стройматериалы оказались вполне конкурентоспособны не только по цене, но и по качеству.
Пресс-служба группы «СВЕЗА»
Компания СВЕЗА-Лес