Ближневосточный рынок, по мнению Минсельхоза, наряду с китайским, является перспективным и приоритетным для быстрорастущей российской молокоперерабатывающей индустрии. Однако высокая конкуренция на нем требует особых подходов — продукция должна не только соответствовать международным требованиям и нормам, но и учитывать культурные особенности региона.
«Казанский молочный комбинат», который после завершения второго этапа модернизации в 2021 г. будет перерабатывать до 1000 т молока в день, ориентирован на выпуск халяльной — соответствующей требованиям Ислама и прошедшей соответствующую сертификацию — продукции, в том числе — йогуртов. Это должно стать пропуском на рынок богатых ближневосточных монархий, прежде всего — ОАЭ, и позволит занять там значительную нишу.
Очевидно, что данное преимущество будет работать только в сочетании с высочайшим качеством продукции: поэтому уже сейчас, после окончания первой очереди реконструкции, комбинат является одним из самых современных в России, в цикле производства которого учтены все аспекты, в том числе — нюансы строительных технологий.
«Поскольку гигиенические требования и устойчивость были ключевыми при выборе напольных покрытий, — рассказывает Николай Инжеватов, руководитель направления “Промышленные полы” подразделения строительной химии Master Builders Solutions концерна BASF, — вместе с руководством комбината было принято решение использовать полиуретан-цементные полы Ucrete. Они не пылят, полностью инертны, не боятся воздействия агрессивных химикатов, в том числе — жиросодержащих, и отличаются очень высокой механической стойкостью — легко выдерживают даже ежедневное воздействие тяжелых грузовиков-молоковозов».
В частности, «пищевые» полиуретановые полы использовали для организации зоны приемки сырья, где уложен полиуретан-цементный состав UD 200, специально разработанный для пищевых, химических и фармацевтических предприятий, а также для зоны готовой продукции — там применили систему Ucrete MF, которая, помимо высокой химической и механической стойкости, позволяет завершить укладку всего за 24 часа.
Помимо применения инновационных строительных технологий, переоснащение комбината включило глубокую автоматизацию всех процессов на базе немецкого программного комплекса с MES-функционалом ProLeiT, линии упаковки Tetra Pak, современные моющие SIP/CIP-системы, обеспечивающие устойчивое гигиеническое производство.
Перспективы выхода российской продукции на глобальные рынки — актуальная повестка для молокоперерабатывающей отрасли. Не случайно вопросы экспорта вошли в перечень стратегических вопросов, которые будут в ближайшее время обсуждаться на Российской конференции «Модернизация молокоперерабатывающих производств», которая пройдет в рамках выставки INTEKPROM MILK-2019 в Екатеринбурге с 20 ноября. «Кейс Казанского молочного комбината, — считает Николай Инжеватов (Master Builders Solutions, BASF), — очень показателен и доказывает, что в производстве экспортноориентированной продукции с высокой добавленной стоимостью нет мелочей. Безусловно, комбинат станет хорошим примером для других производителей молочной продукции и позволит им найти собственные пути для завоевания мировых торговых сетей».
Компания BASF